Во всех этих случаях Ван нужен адвокат по экономическим преступлениях, специализирующийся на делах о преднамеренном банкротстве. Звоните 8(495)781-63-43.
В Уголовный кодекс РФ включены три уголовно-правовых запрета на совершение противоправных действий при осуществлении процедуры банкротства, описывающих различные виды криминального банкротства:
Статья 195 УК РФ – неправомерные действия при банкротстве;
Статья 196 УК РФ – преднамеренное банкротство;
Статья 197 УК РФ – фиктивное банкротство;
Субъектом (а именно исполнителем) криминального банкротства, предусмотренного статьями 196 и 197 УПК может являться физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет и являющеся руководителем, учредителем (участником) юридического лица или индивидуальным предпринимателем, а субъектом преступления, предусмотренного ст. 195 УПК может являться любое лицо, достигшее 16 лет.
Федеральным законом № 476-ФЗ от 29.12.14 г. о внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс в субъектный состав всех этих преступных деяний с 01.07.15 г. в качестве исполнителя включено также и физическое лицо (гражданин).
Статья 196 УК РФ – преднамеренное банкротство – в редакции уголовного закона, вступившего в действие с 01.07.15 г.
Что означает преднамеренное банкротство, если говорить простым языком?
Диспозиция статьи 196 УК РФ определяет преднамеренное банкротство, как совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе, индивидуального предпринимателя, в полном объёме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.
Общим родовым объектом всех этих преступных посягательств, названных нами как «криминальное банкротство», является порядок проведения процедуры банкротства, установленный Федеральным законом № 127-ФЗ от 26.10.02 г «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральным законом № 40-ФЗ от 25.02.99 г «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Таким образом, уголовно-правовые запреты статей 195-197 УК РФ относятся к бланкетным диспозициям, что означает отсылку правоприменителя к перечисленным отраслевым нормативно-правовым актам, регламентирующим процедуру банкротства.
Вместе с тем, хотя законодательство о банкротстве направлено на защиту интересов кредиторов, уголовный закон охраняет не только этот объект (общественные отношения, возникающие при банкротстве), но, также интересы иных лиц, которые могут претерпевать ущерб (прежде всего, имущественного характера), как последствие данной разновидности экономических (хозяйственных) преступлений с материальным составом. Все эти пострадавшие от преступления признаются потерпевшими при условии обоснования причинения им вреда в крупном размере, так как для наступления уголовной ответственности по статьям 195-197 УК РФ необходимо наступление имущественного вреда в крупном размере (согласно примечания к ст.169 УК РФ, крупным размером признаётся стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1.500.000 рублей, особо крупным – 6.000.000 руб.).
ОТГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА (ст.196 УК РФ) ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ БАНКРОТСТВЕ (ст.195 УК РФ) И ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА (ст.197 УК РФ)
Преднамеренное банкротство образуют действия (бездействие), направленные на искусственное создание неспособности должника (юридического лица, гражданина, индивидуального предпринимателя) в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Хотя при добросовестном участии в гражданском обороте необходимости в банкротстве не возникло бы или наступления такого последствия можно было избежать. Соответствующие выводы можно сделать на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности должника путём назначения и производства соответствующей экспертизы.
Условие заведомости означает наличие у виновного лица прямого умысла (требующего доказывания) на совершение таких действий, которые (заведомо для виновного) повлекут неспособность удовлетворить требования кредиторов в крупном размере. В этом цель совершения данного преступления – создание или увеличение неплатежеспособности.
В методических рекомендациях по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, указывается, что определение признаков преднамеренного банкротства производится в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве и при наличии оснований предполагать неправомерные действия лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия.
Разграничение по моменту совершения преступления.
Признаками преднамеренного банкротства, в отличие от неправомерных действий при банкротстве, являются действия указанных лиц, повлекшие неспособность должника исполнить свои финансовые обязательства. Иными словами, преступные неправомерные действия при банкротстве совершаются во время процедуры банкротства с целью исказить её результаты, а при преднамеренном банкротстве эти преступные действия совершаются и оканчиваются до начала процедуры банкротства (до открытия конкурсного производства).
Разграничение по признаку реальности банкротства. Отличие преднамеренного банкротства от фиктивного банкротства заключается в том, что при фиктивном банкротстве виновное лицо (лица) делает заведомо ложное публичное объявление о банкротстве, например, с целью принудить кредиторов к различного рода уступкам. При этом, при фиктивном банкротстве, в отличие от преднамеренного банкротства, у должника имеется реальная возможность удовлетворить в полном объёме требования своих кредиторов на момент объявления о несостоятельности и, тем самым, якобы о невозможности выполнить эти финансовые обязательства.
В указанных методических рекомендациях предусмотрено, что для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами. В отличие от фиктивного банкротства, при преднамеренном банкротстве, на момент объявления о несостоятельности у должника отсутствует реальная возможность покрытия дебиторской задолженности имеющимися совокупными балансовыми активами.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ОТ ОБВИНЕНИЯ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА
Не вдаваясь в сложности проблематики организации защиты по уголовным делам, отметим, что выбор и построение тактики защиты зависит от результатов обсуждения этих вопросов между подозреваемым в совершении этого преступления и его адвокатом (отдельного обсуждения требуют вопросы выбора поведения на этапе проверочных действий со стороны правоохранительных органов в отношении юридического лица или гражданина, в том числе, индивидуального предпринимателя).
Заинтересованному лицу необходимо определиться с ответами на три главных вопроса:
1) признать в полном объёме претензии правоохранительных органов;
2) признать претензии правоохранительных органов частично;
3) в полном объёме не признать претензии правоохранительных органов.
Безусловно, лучшей рекомендацией для этого будет рекомендация обращения к адвокату, специализирующемуся на данной категории дел. Лучше всего, к тому, который имеет положительный опыт по оказанию квалифицированной юридической помощи по аналогичным делам.
Конечно, на момент начала проверки со стороны правоохранительных органов у них ещё отсутствуют документально закреплённые достаточные доказательства фактичности совершенного преступления, поэтому с окончательным выбором позиции защиты можно повременить. Но, по истечении некоторого времени, такие доказательства могут появиться и возникает необходимость в закреплении избранной позиции защиты в процессуальных документах (ходатайствах, жалобах, показаниях во время допроса и при проведении иных следственных и процессуальных действий). Можно, конечно, продолжать «хранить молчание», но, это не самый эффективный способ защиты, поскольку в этом случае защита упускает возможность создавать доказательства защиты, а молчание и отказ от дачи показаний к таковым не относятся. К тому же, следственные органы воспринимают молчание, как признание вины и желание скрыть от органов расследования известные допрашиваемому лицу фактические обстоятельства выявляемого преступления.
Лучшей рекомендацией является дача показаний дозированно. Все эти показания должны быть тщательно выверены и согласованы с адвокатом, который в обязательном порядке должен присутствовать при допросе.
Например, можно дать пояснения по предъявленному документу. Вопросы, который задаст следователь в этом случае, очевидны и адвокат должен подготовить своего подзащитного к наиболее рациональным ответам на вопросы следователя.
Поскольку преднамеренное банкротство может быть совершено только теми действиями, которые прямо прописаны в ст.196 УК РФ, то, вопросы следователя могут быть связаны только с выяснением этих обстоятельств.
Для удобства изложения материала, рассмотрим только позицию защиты, выраженную в полном отрицании вины.
Следователя интересует, как возникла ситуация с банкротством, то есть, с возникновением неспособности должника удовлетворить требования его кредиторов, возникло ли именно преднамеренное банкротство. Причём, следователь должен располагать подтверждением правомерности этих требований. Должник ведь может не признавать этих требований и настаивать на «заказном характере уголовного дела» в интересах этих якобы кредиторов, действующих неправомерно, в ущерб другим кредиторам. Невозможность исполнения обязанности по уплате обязательных платежей может быть обусловлена совершенно иными причинами, нежели это предполагает следователь. Например, это могут быть некие форс мажорные обстоятельства, о которых можно сообщить следователю. Поэтому временные затруднения в деятельности должника не могут расцениваться, как преднамеренное банкротство. Лица, заявившие об этом, могли добросовестно ошибаться (или намеренно это делать, но, в этом случае это уже не ошибка, а заведомо ложный донос или заведомо ложные показания, что тоже должен выяснять следователь).
Для того, чтобы обвинение (подозрение) в совершении преднамеренного банкротства было обоснованным, следователь должен располагать данными об анализе финансово-хозяйственной деятельности должника, в которой должны быть выявлены признаки преднамеренного банкротства. Что касается судебно-экономических экспертиз, то, здесь без помощи адвоката не обойтись. Следователь будет ставить перед экспертом только те вопросы, ответы на которые позволяют изобличить должника в доведении себя до банкротства. Соответственно, вопросы защиты должны быть направлены на установление (выяснение) обстоятельств, которые опровергают версии следователя или ставят их под сомнение.
Например, следователь поручает эксперту рассчитать показатели, характеризующие негативные изменения в обеспеченности обязательств должника перед своими кредиторами в проверяемый период. Однако, со стороны защиты должны быть предоставлены документы и пояснения по поводу того, что ухудшение финансового состояния должника связано с иными причинами. Таковыми могут быть пересчёт валютного кредита по неожиданно возросшему курсу валюты по отношению к российскому рублю. Это действительно веская причина для импортёров, которые могут оказаться в положении невозможности исполнить очередную поставку по рублёвым ценам, заложенным в заключенные ранее с российскими контрагентами контракты (договоры). Защитник в этом случае должен настаивать на том, чтобы следователь проверял не только условия самих контрактов (договоров), оговоренных на стадии их заключения, но, также выяснял изменение условий выполнения обязательств по этим же сделкам.
Целью защиты может быть убеждение следователя в том, что реальная обеспеченность заявленных требований кредиторов (при этом, не завышенная, как это часто случается) не ухудшилась, по крайней мере, существенно, и не повлечёт причинение крупного ущерба кредиторам. В этом случае, признаки преднамеренного банкротства отсутствуют.
Другой целью защиты может быть убеждение следователя в том, что банкротство является действительным, а не преднамеренным. В этом случае, адвокат настаивает на том, что, хотя возможности должника по исполнению своих обязательств перед кредиторами снизились, но, все сделки, заключенные должником, а также их исполнение, полностью соответствовали существовавшим на рынке требованиям к деятельности должника по отношению к своим кредиторам и иным контрагентам.
ДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ ПОТЕРПЕВШЕГО
Для объективности, надлежит рассмотреть и положение потерпевшего, интересы которого также лучше всего представлять адвокату, учитывая сложность уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности.
Интересы потерпевшего заключаются, в основном, в том, чтобы мерами уголовной репрессии понудить должника к исполнению обязательств через гражданский иск в уголовном деле.
В отличие от адвоката защитника, адвокат представитель потерпевшего преследует цели, прямо противоположные целям защиты. Поэтому адвокат представитель потерпевшего должен предусмотреть те действия, которые будет предпринимать адвокат защитник с целью минимизации ответственности своего подзащитного (должника) или даже с целью полного ухода от ответственности.
Адвокат по преднамеренному банкротству - представитель потерпевшего должен доказать преднамеренное банкротство, общаться со следователем и быть в курсе того, что предпринимает следователь. В противном случае, в интересах потерпевшего следователю должны быть заявлены ходатайства о получении и закреплении доказательств. А в случае, если следователь не предпринимает достаточных мер для защиты интересов потерпевшего, то, на действия следователя может быть подана жалоба. Последнее оправданно в том случае, если следователь явным образом не обеспечивает выполнение требований ст.6 УПК РФ.
Адвокат по уголовным делам о банкротстве - представитель потерпевшего должен настаивать на том, чтобы орган расследования выявил все активы должника, позволяющие закрыть его задолженность перед потерпевшим и другими кредиторами.
На практике часто случается, что должник скрывает сведения о своих оборотных активах, поэтому должны быть тщательно изучены данные, полученные из банков о движении средств по расчетным и иным счётам должника. Нарушение порядка регистрации и учёта совершаемых сделок свидетельствует о том, что должник может некоторые такие сделки скрывать. Направляемые на экспертизу документы надлежит тщательно изучить вне зависимости от того, что это будет делать эксперт. Во время изучения документации должника может быть выявлено то, что должник систематически занижал (завышал) стоимость работ, товаров, услуг по сравнению со сложившимися на рынке аналогичными расценками.
Должник с целью преднамеренного банкротства мог устанавливать в договорах заведомо невыгодные условия их исполнения по качеству, по объёму, по срокам, по месту и т.д. Вместо оплаты со своего счёта, должник брал невыгодный кредит и оплачивал договор со своих ссудных счётов, который своевременно не пополнял, что влекло штрафы со стороны банка и расторжение кредитного договора с требованием его досрочного погашения.
Таким образом, если установлено, что способность должника исполнить обязательства перед кредиторами ухудшилась в результате осуществления должником действий, не соответствующих обычаям делового оборота, рыночным условиям, сложившимся по аналогичным сделкам, то, в этом случае необходимо настаивать на том, что в этих действиях должника усматриваются признаки преднамеренного банкротства.
На практике распространены такие действия должников, как отчуждение и обременение имущества обязательствами, но, при этом, сокращение обязательств по текущей задолженности не производится. Следователи не всегда обеспечивают выявление этих обстоятельств, что накладывает на представителя потерпевшего обязанность восполнить эти упущения и недоработки со стороны следователя.
Все эти действия представителя потерпевшего требуют от него соответствующей подготовки, поэтому к выбору представителя потерпевшего необходимо подойти со всей серьёзностью, ведь от выбора представителя во многом зависят результаты – удовлетворение требований потерпевшего, как кредитора. Эта рекомендация более убедительна, когда на стороне подозреваемого (обвиняемого) выступает сильный оппонент, что можно оценить по его действиям, например, во время очной ставки между подозреваемым (обвиняемым) и потерпевшим или заявленным ходатайствам и жалобам. Например, если представитель потерпевшего заявляет ходатайство о наложении ареста на имущество должника с целью обеспечения исполнения гражданского иска, то, защитник будет просить об отмене ареста, об освобождении имущества из-под ареста, о снижении размере денежной суммы, арестованной на банковских счётах должника. Такое процессуальное противостояние представителя потерпевшего и защитника требует от обоих соответствующих профессиональных знаний, мастерства, специальной подготовки и опыта выполнения процессуальных функций защитника и представителя потерпевшего.
ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ
Уголовные дела о преднамеренном банкротстве отнесены к компетенции следователей органов внутренних дел (ч.3, ст.151 УПК РФ). Также эти преступления могут расследоваться следователями органов, выявивших эти преступления (ч.5, ст.151 УПК РФ).
Уголовное дело о преднамеренном банкротстве рассматривается судьёй районного суда единолично (п.1, ч.2, ст.30 и ч.2, ст.31 УПК РФ).
Территориально подследственность и подсудность уголовного дела определяются местом окончания преступления (ст.29 УК РФ; ст.ст.32, 152 УПК РФ.
Узнайте подробнее о криминальных банкротствах по телефону: 8(495)781-63-43.